Винодельческий потенциал Романьи
Энологическими символами Романьи являются санджовезе и альбана, но регион еще не сформировал узнаваемые бренды и малоизвестен за пределами Италии.О винодельческом потенциале Романьи, путях развития, проблемах и задачах рассказывает Филиберто Маццанти, директор Consorzio Vini di Romagna.
Наша винодельческая зона имеет древнюю историю. Мы трудолюбивые, упорные, хорошо работаем, но не умеем себя продвигать. Наши соседи стали первыми путешествовать по миру и презентовать свои вина. Тем не менее, мы осознали, что санджовезе является сердцем Италии, и этот посыл работает. Тоскана, Умбрия, часть Марке и мы составляем оплот санджовезе, поэтому мы решили приурочить свои антепримы (презентация новых винтажей) к мероприятиям в Тоскане и Умбрии, чтобы у профессиональных посетителей сложилось полное представление о санджовезе и его многообразии. Например, я считаю, что тосканские вина из санджовезе выполнены в более современном стиле, они более фруктовые и питкие, а санджовезе из Романьи – более строгий и аутентичный. Но это мои ощущения.
- Что препятствует продвижению санджовезе из Романьи?
Мы наблюдаем большую активность со стороны винодельческих хозяйств, они молодцы в этом плане, но остаются индивидуалистами, не стремятся представлять свои вина и область на едином стенде, потому что опасаются конкуренции. Они влюблены в собственное имя и имидж, а нужно представлять территорию в целом.
Все виноделы прилагают большие усилия, их работу никто не умоляет, но, рассказывая о своих винах, надо говорить и о зоне, объяснять ее особенности, заинтересовывать винную публику, продвигать всю территорию. Это внутренний механизм действия.
Что касается внешней работы, мы стараемся активно подключать социальные сети, взаимодействуем с блогерами.
В планах стоит увеличение финансовых вложений, направленных на рекламные кампании и продвижение. Мы принимаем участие в Prowein, Vinitaly, Gambero Rosso в Америке, проводим серию дегустаций в США и Канаде, устраиваем пять мероприятий в год в Северной Европе и различные мастер-классы с таргетированной географией.
Также организуем для профессионалов рынка Vini ad Arte.
За последние пятнадцать лет качество вин из Романьи сильно выросло. Очень сложно найти откровенно плохое вино. А дальше начинается игра с экспрессией. Есть вина, которые лучше выражают терруар и проявляют характер, как правило, и цена на них будет выше. В любом случае, цена выступает неким якорем.
Если говорить в целом, то Romagna DOC включает в себя вина из санджовезе, альбаны, пагадебита, канины и треббьяно. Последний занимает в Романье около 15 тысяч га, огромная площадь! Но этот сорт не оценен у нас производителями. В год выпускается чуть больше миллиона бутылок Trebbiano Romagna DOC, что очень мало. Мы стали базой для спумантизации, я говорю о северных винах.
Мы даже обнаружили, что, начиная с 1889 года в течение 40 лет, недалеко от Римини в Сан Мауро Пасколи производили игристые вина классическим методом, которые экспортировали во Францию. В это же время в Имоле была основана стекольная фабрика, которая выпускала бутылки, выдерживающие давление 6 бар. Что указывает на достаточно большие объемы производства игристых вина.
Это открытие подтолкнуло нас к созданию проекта «Nove bolle», который является коллективной маркой, призванной отдать дань традиции и показать потенциал треббьяно.
Наше белое вино – альбана, отличает высоким качеством. Romagna Albana DOCG стало первым белым вином Италии, которому присвоили категорию DOCG. В настоящее время выпускают 700 тысяч бутылок, практически ничего. В то время, как потенциал составляет 2,5 миллионов.
Мы производим отличную продукцию, но отстаем в ее продвижении. Только сейчас мы начинаем понимать, что DOC и DOCG сами по себе не рекламируют вина, нужен бренд, способный представлять всю территорию.
Заходя в супермаркет или винотеку, покупатель испытывает затруднение при выборе вина Romagna DOP, тоже самое происходит и в ресторане, потому что марка остается неизвестной, у нее нет репутации, хорошей или плохой.
- Все ли производители разделяют ваши взгляды?
Есть организация FiVi, члены которой называют себя виноградарями, стремящимися производить вино, как это делали в прошлом. Они хотят представлять свою продукцию не под маркой консорциума, а своим стендом. Мы не возражаем против их решения, наоборот считаем, что для продвижения территории хороши разные методы.
- В чем заключается работа консорциума?
Мы принимает вызов, перед лицом которого мы должны объединиться, и это входит в задачи консорциума. Важна вера в то, что мы все вместе сеем то, что в будущем даст результат. Например, в Vinitaly 2019 мы участвуем коллективным стендом. Впервые мы выступили единым фронтом 8 лет назад, было всего 8 хозяйств, в этом году нас уже 28. Общий стенд дает право маленькой винодельне иметь собственное оборудованное место и обслуживание за 1 550 евро. Но есть и недовольные, которые говорят, что консорциум получает прибыль с этого. На что я отвечаю, что наши затраты на продвижения, рекламу, публикации и т.д. составляют значительно больше. Кто хочет участвовать отдельным стендом, тот делает это. Но я благодарен тем винодельням, которые готовы сообща создавать бренд и формировать имидж территории.